Проблемы экспертных услуг в России

К сожалению, российский рынок экспертных услуг до сих пор находится на стадии «дикого капитализма». Экспертизы, в том числе и серьезные, проводятся кем угодно, но только не теми организациями, которые должны были бы их проводить.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) только набирает обороты, и многие владельцы предприятий пребывают в уверенности, что это малоизвестное ведомство не в состоянии на что-либо повлиять.

В настоящее время на территории России зарегистрированы более 2000 организаций, обладающих лицензиями на проведение промышленной экспертизы. Качество работы большинства этих компаний весьма сомнительно, ведь в основном она сводится к работе исключительно с документацией. Так, например, фирма, зарегистрированная в Москве, может заочно произвести экспертизу объектов, расположенных на Дальнем Востоке.

Причем сделать это в срок, максимально удобный для заказчика – была бы оплата. Нередки случаи, когда крупные компании регистрируют собственные «карманные» экспертные организации, которые, проведя две-три экспертизы и выдав несколько документов, банкротятся и бесследно исчезают. Благодаря процветающему «отмыву» денег и коррупции, российский рынок экспертных услуг можно назвать рынком лишь в понимании 90-х годов, когда продавалось и покупалось абсолютно все. Такая же ситуация свойственна и экспертизе строительства и безопасности энергосбережения и промышленной безопасности.

Удивительно, что все это делается с ведома Ростехнадзора! Связано это с чрезмерной простотой лицензирования экспертной деятельности в России, которое по законодательству имеет уведомительный характер. Достаточно лишь отправить в Ростехнадзор копию документа, подтверждающего аттестацию экспертов, и заявление. Сказывается стремление государства снять с себя ряд лишних забот. А потом ведомство, выдававшее лицензию, в ходе собственных экспертиз будет выявлять недобросовестных экспертов, которых по статистике оказывается 40-50% от числа всех зарегистрированных организаций.

Всем очевидно, к чему приводит недобросовестная экспертиза – это потенциальный риск аварий с одной стороны, и постоянные взятки с другой. Где же выход из этого порочного круга? По мнению чиновников из Ростехнадзора, необходимо создание системы аккредитации на добровольной основе и фиксированных тарифов на экспертные услуги. Первое уже получило положительные отзывы от ряда ведущих организаций, таких как, например, Европейская комиссия по аккредитации; второе станет существенной преградой для широко распространенных сейчас ситуаций, когда тот, кому надо, просто выкладывает любые деньги и получает желаемое.

Время покажет, какое будущее будет у российской промышленной экспертизы. Пока же ясно лишь одно – необходимы радикальные преобразования и, в первую очередь, решительный шаг от нынешней системы лоббирования интересов узкой группы лиц к системе открытого и взаимовыгодного диалога независимых экспертов, промышленников и общества.

А тем временем, в прессе и на телевидении регулярно мелькают сообщения об очередном сотруднике Ростехнадзора, пойманном за руку, и возбуждении против него уголовного дела по факту получения взятки. И мы уже до такой степени к ним привыкли, что давно перестали обращать на них внимание, не то, что испытывать какие-либо эмоции.

Ссылка на основную публикацию